Французский экзистенциализм
Габриэль Оноре Марсель

Философия надежды
Цитатник

"Что - то могущественное и скрытое уверяет меня в том, что если другие не существуют, то и меня также нет; что я не могу приписывать себе то существование, которым бы не обладали другие; и здесь выражение «я не могу» не означает, что я не имею права, но означает именно то, что это для меня невозможно".


"Для мышления, как и для стоячей воды, существует застойное состояние, нередко скрывающиеся за потоком слов. Или что то же самое готовых идей, уже не являющихся настоящими мыслями. Такое явление постоянно встречаются у профессиональный ораторов, А также довольно часто надо это признать, у проповедников. Фразы могут нанизываться одна на другую согласно действию Того механизма, который на самом деле является просто привычкой. Напротив, настоящее течение мысли встречается лишь в том случае, когда наш дух обнаруживает свою способность к изобретению, то есть к творчеству".


"Быть обеспокоенным – значит искать свой центр. Эти слова достаточным образом показывают, что философия, как я ее понимаю, это развитие, происходящее не только внутри субъекта, рассматриваемого как духовный организм, но и в реальности, целью которой неким образом и выступает этот субъект – я бы сказал даже не столько целью, сколько ставкой, поскольку такое развитие мне представляется подобным музыкальной партии или драме".


"...на самом деле мы не можем понять другого так, чтобы возникшее понимание в то же время не было бы и нашим собственным пониманием, сообщающим нашему опыту его человеческую значимость".


"Память не является простым сохранением чего - то, ее следует рассматривать, как бодрствование внимательной души. Подобное бодрствование - это борьба с силами внутреннего рассеивания, разбрасывания".


"Забвение - уклонение от верности. Следует всегда помнить, что верность активна, что она есть отрицание инерции".


"…Наша вера реальна только в той мере, в какой она принимается как благодать, дарованная свыше, а не как плод нашей мысли"


"В том мире, который возводится вокруг нас в темпе, не являющимся ритмом органического развития, жизненного роста, мы встречаем существа тем более изолированные друг от друга, чем более они словно бы сбиваются в кучу. Но беспорядочное сбивание в кучу ничего общего не имеет с братством. И, конечно же, неслучайно оно сопровождается оглушающим гвалтом*, так что больше никто не чувствует себя у себя самого"

*гвалт - шум, крик




Биография

Габриэль Оноре Марсель (1889 - 1973)— философ, драматург, музыкальный и литературный критик. Религиозный и христианский философ экзистенциалист. Отец его был государственным служащим, чиновником, французским послом в Швеции, был очень образован, тяготел к искусству – соответственно Габриэль Марсель имел очень хороший пример своего отца. Но это светлая сторона жизни Марселя. Есть события, не совсем радостные, которые повлияли на него и сформировали его как экзистенциального философа.

В возрасте, примерно 4 лет, у него умирает мать. Это событие на него очень повлияло не только эмоционально, оно стало началом направления его будущих мыслей, как философа. Эту утрату он всегда признавал не только самым жизненно важным для него событием, но и самым значимым фактом в его биографии мыслителя и драматурга. Возникшая в нем «тайная полярность между видимым и невидимым» ведет свое происхождение оттуда, с этих детских лет. И надо прямо сказать, что Габриэль Марсель уже тогда занял сторону Невидимого в его споре с Видимым.


Его отец часто путешествует и маленький Марсель путешествует со своим отцом. Марселя привлекают пейзажи, природа, он проявляет свой интерес к новым странам. Но – и это важно подчеркнуть – его любовь к пейзажам и новым странам, как и его любовь к музыке и театру, была исследовательской страстью. Марсель стремился подметить в видимом пейзаже приметы невидимого, скрытые за видимостью. В своих путешествиях он развивал хватку настоящего мыслителя, учась за «которой вещества» прозревать «нетленную порфиру» неведомого, тайного.

«Гуляя со своей тетей-мачехой в парижском парке Монсо, маленький Габриэль однажды спросил у нее: «А где находятся умершие?» Его тетя, воспитанная в протестантско-либеральном духе, но исповедующая агностицизм ответила малышу, что этого нам знать не дано. Тогда мальчик с какой-то пророчески прозвучавшей силой сказал: «Когда я вырасту, я обязательно узнаю об этом».

Категория тайны – становится для Марселя одной из основных тем его философии. Многие события жизненные он относит к тайне - в противовес к пониманию этих событий как проблеме, как к тому что можно изучить, понять, зафиксировать.

Основные осевые даты его биографии

1893 – умирает мать Марселя, он с глубоким интересом обращается к взрослым с вопросом «Куда уходят умершие».
Первая мировая война – работает в службе Красного Креста, занимается поиском пропавших безвести военнослужащих.
1919 – возвращение к преподаванию. Вступает в брак с Жаклин Бёгнер
1922 – оставляет философскую кафедру, становится театральным, затем — литературным обозревателем
1929 – Марсель принял крещение, выбрав вероисповедание – католицизм
1937 - На философском конгрессе в Риме (1946 г.) его философия была определена как религиозный экзистенциализм
1946 – во Фрайбурге встречается с Мартином Хайдеггером
1950 - Габриэль отказывается от принадлежности к экзистенциальным мыслителям. Его философия приобретает название «неосократизм».

В данной статье использована информация из книги Философия Габриэля Марселя: Темы и вариации. — СПб.: Издательский дом «Миръ», 2008. — 711 с.
"Главная черта писателя — слушать"
Габриэль Марсель
За роялем.
Большую роль в жизни философа играл театр.
#читаемвместе
Вы можете присоединиться к нашей теплой компании и размышлять о философском опыте Габриэля Марселя
Напишите сообщение о своем пожелании

"Присутствие и Бессмертие"
Online
Совсем недавно я начала читать книгу Габриэля Марселя "Присутствие и Бессмертие". Материал этой книги не совсем легкий к пониманию, но чувствую что очень захватывающий. Я продолжаю ее читать и углубляться в философию Марселя, его способ философствования. Многие его мысли мне отзываются, они легки, лаконичны и свободны от разного рода объективности, статусности и верификации. Его философия возвращает человека к себе, как к присутствию личностного в мире, в противовес обобщенности и анонимности, обезличенности и механистичности жизни.

Я подумала пригласить к он Лайн прочтению тех, кому близки его идеи и способ мысли. Будем читать Марселя вместе, и пробовать, может быть что - то понять. Кажется такое чтение, с возможностью поделиться и обсудить прочитанное, есть некоторая необходимость встречи с другим.
Дата: суббота 11.00 - 12.30


По Марселю, у философа есть одно единственное орудие его профессиональной деятельности—рефлексия. Но она укоренена в личном опыте, производится в конкретной ситуации и в определенном исторически сложившемся культурном и духовном «климате». Поэтому она предполагает «слепую интуицию» бытия, которую непосредственно и поэтому страстно, а значит, и метафорически и тем самым парадоксально может выражать поэт и тем более пророк, но не философ.

Владимир Визгин
Автор
Made on
Tilda